Как строить характерные интервалы в любой тональности

Как строить характерные интервалы в любой тональности?

Сегодня поговорим о том, как строить характерные интервалы в любой тональности: в мажоре или в миноре. Для начала нужно разобраться, что такое характерные интервалы вообще, как они появляются и на каких ступенях строятся.

Прежде всего, характерные интервалы – это интервалы, то есть сочетания двух звуков в мелодии или гармонии. Интервалы бывают разные: чистые, малые, большие и т.д. Нас в данном случае будут интересовать увеличенные и уменьшённые интервалы, а именно увеличенные секунда и квинта, уменьшённые септима и кварта (их всего четыре, они очень легко запоминаются –ув2, ув5, ум7, ум4).

Характерными эти интервалы называются потому, что они появляются только в гармоническом мажоре или миноре в связи с «характерными» для этих видов мажора и минора повышенными и пониженными ступенями. Что тут имеется в виду? Как известно, в гармоническом мажоре понижена шестая ступень, а в гармоническом миноре – повышена седьмая.

Так вот, в любом из четырёх характерных интервалов обязательно один из звуков (нижний или верхний) будет вот этой «характерной» ступенькой (VI низкой, если это мажор, или VII высокой, если мы находимся в миноре).

Теперь перейдём непосредственно к вопросу о том, как строить характерные интервалы в миноре или в мажоре. Это делается очень просто. Сначала нужно представить нужную тональность, написать, если нужно, её ключевые знаки, и вычислить, какой звук здесь «характерный». А дальше можно двигаться двумя путями.

Первый путьисходит из следующей аксиомы:все четыре характерных интервала вертятся вокруг «характерной ступеньки». Посмотрите, как это работает.

Пример 1. Характерные интервалы в до мажоре и до миноре

Пример 2. Характерные интервалы в фа мажоре и фа миноре

Пример 3. Характерные интервалы в ля мажоре и ля миноре

Во всех этих примерах мы наглядно видим, как всякие увеличенные секунды с уменьшёнными квартами буквально «вертятся» вокруг нашей волшебной ступеньки (напоминаю, что в мажоре «волшебная ступенька» — шестая, а в миноре — седьмая). В первом примере эти ступени выделены жёлтым маркером.

Второй путь– тоже вариант: просто построить нужные интервалы на нужных ступенях, тем более что один-то звук нам уже известен. В этом деле вам сильно поможет вот такая табличка (рекомендуется зарисовать себе в тетрадочку):

Есть один секрет, с помощью которого эту табличку можно легко запомнить. Мотайте на ус:в мажоре все увеличенные интервалы строятся на пониженной шестой ступени, в миноре все уменьшённые интервалы строятся на повышенной седьмой!

Как этот секрет нам может помочь? Во-первых, мы уже знаем, на какой ступени строятся два интервала из четырёх (либо пара уменьшённых – кварта и септима, либо пара увеличенных – квинта и секунда).

Во-вторых, построив эту пару интервалов (например, оба увеличенных), мы почти автоматически получаем вторую пару характерных интервалов (оба уменьшённых) – достаточно лишь «перевернуть с ног на голову» то, что мы построили.

Почему так? Да потому что одни интервалы просто обращаются в другие по принципу зеркального отражения: секунда превращается в септиму, кварта в квинту, уменьшённые интервалы при обращении становятся увеличенными и наоборот… Не верите? Сами смотрите!

Пример 4. Характерные интервалы в ре мажоре и ре миноре

Пример 5. Характерные интервалы в соль мажоре и соль миноре

Как разрешаются характерные интервалы в мажоре и в миноре?

Характерные интервалы созвучия неустойчивые и требуют правильного разрешения в устойчивые тонические созвучия. Здесь действует простое правило:при разрешении в тонику увеличенные интервалы нужно увеличивать, а уменьшённые – уменьшать.

При этом любой неустойчивый звук просто переходит в ближайший устойчивый. А в паре интервалов ув5— ум4вообще необходимо разрешить только один звук («интересную» ступень), так как второй звук в этих интервалах – устойчивая третья ступень, которая остаётся на месте. А уж наши «интересные» ступеньки разрешаются всегда одинаково: пониженная шестая стремится в пятую, а повышенная седьмая – в первую.

Вот и получается, чтоувеличенная секунда разрешается в чистую кварту, а уменьшённая септима – в чистую квинту; увеличенная квинта, увеличиваясь, переходит при разрешении в большую сексту, а уменьшённая кварта, уменьшаясь, переходит в малую терцию.

Пример 6. Характерные интервалы в ми мажоре и ми миноре

Пример 7. Характерные интервалы в си мажоре и си миноре

Разговор об этих прикольных интервалах можно, конечно, продолжать бесконечно, но мы сейчас на этом остановимся. Добавлю только ещё пару слов: не нужно путать характерные интервалы с тритонами. Да, действительно, в гармонических ладах появляется вторая пара тритонов (одна пара ув4с ум5есть и в диатонике), тем не менее, тритоны мы рассматриваем отдельно. О тритонах поподробнее можно почитать тут.

Желаю успехов в изучении музыки! Возьми за правило: понравился материал – поделись с другом, пользуясь социальными кнопочками!

Тут говорят кварт никогда не была уменьшённой ,а квинта увеличенной. Так вот,кто это говорит пусть сначала выучит сольфеджио,а потом » исправляет ошибки»! Это 2 пара характерных интервалов!

подскажите пожалуйста а тут точно все правильно, просто посмотрела на других сайтах и там написано совершенно по другому

Здравствуйте, помогите пожалуйста. Диатонические и характерные интервалы. Даны интервалы, как определить тональности в которых они встречаются и разрешить их? Но основной вопрос как определить тональности? Благодарю.

Если вы не вкурсе,то кварта никогда не была уменьшенной,а квинта увеличеннои.

Спасибо Вам большое за такие подробные и понятные объяснения.

Дочка учится в музыкальной школе и не всегда все понимает, а у меня музыкальной — всего два класса образования(( так что я не великий помощник.

К сожалению учебников по сольфеджио с хорошим объяснением самой теории я нигде найти не могла. Ваш сайт — спасение. Огромнейшее спасибо . Особенно за маленькие хитрости и подсказки в табличках. С уважением Татьяна.

P.S. Надеюсь не раз еще к Вам загляну.

до-ре диез…все правильно, порядок знаков фа-до-соль-ре-ля-ми-си…если что, а там ре)

Карина, этот знак не относится к ключевому. Он принадлежит ноте ре (ре-диез), входящей в состав интервала.

Похожие новости

  • Как познакомиться В Контакте с девушкой. Узнайте, о чем разговаривать с девушкой В Контакте
  • Что значит имя Иванна и какую увлекательную судьбу оно скрывает
  • Как проходит татуаж бровей Этапы процедуры
  • Сметана для лица. Польза. Маска со сметаной для лица
  • Как отстирать плесень с одежды – уничтожаем грибок навсегда

  • Как строить характерные интервалы в любой тональности

    Как строить характерные интервалы в любой тональности

    Как строить характерные интервалы в любой тональности

    Как строить характерные интервалы в любой тональности

    Как строить характерные интервалы в любой тональности